Пресловутый «человеческий фактор»

Дата: 
14.10.2013

Тяжелая промышленность

Человеческий фактор

Травматизм на буровых по причине неудовлетворительной координации участников рабочего процесса составляет 16%, при этом от оператора, приводящего в движение различные элементы буровой, требуется не просто согласованная работа с помощниками, но и совершенно особые навыки. Например, он должен уметь на слух определять скорость подъема или спуска элеватора или свечи в скважине. При это он,«слушая буровую» и воспринимая сигналы помощников, одновременно с этим работает с органами управления. Ошибки быть не должно. В специальной литературе описано немало случаев, когда работники буровой получали травмы из-за несогласованности, непонимания или ошибочного толкования сигналов своих коллег. Например, несвоевременное натяжение или ослабление оператором троса вспомогательной лебедки может привести к травмированию помощника, находящегося в зоне проведения работ, в числе которых:

  • подъем свечи, ее раскрепление и развинчивание;
  • снятие элеватора со свечи или спуск незагруженного элеватора;
  • подъем и посадка колонны  бурильных труб на клинья.

Контроль рабочего процесса

Более того, в процессе работы оператор должен постоянно контролировать талевую систему, замки и бурильные трубы, поднимаемых из скважины. Поэтому нельзя сказать, что работа с помощью КАГВ – это просто .Ручка командоаппарата должна служить своего рода продолжением руки оператора, а сам аппарат должен функционировать мягко, без сбоев и заклиниваний. Ведь оператор работает буквально на ощупь – его зрительное внимание целиком поглощено наблюдением за процессом и сигналами помощников, поэтому рукоять КА он перемещает, можно сказать,«на автомате», так же, как водитель переключает передачи в условиях интенсивного городского дорожного движения. К тому же кроме командоаппарата оператор использует и другие кнопки, рычаги, ручки, тормоза и педали.

Поэтому и конструкция командоаппарата должна быть максимально надежной. Собственно, так оно есть. Предусмотрена даже специальная страховочная рамка. Она служит для того, чтобы оператор случайно не сдвинул ручку командоаппарата КАГВ и не привел в движение лебедку в тот момент, когда этого не требуется. Рамка расположена сверху ручки и прикрывает ее от случайных сдвигов. Цена ошибки на буровой слишком велика.